В восемьдесят жизнь ПРОДОЛЖАЕТСЯ!!!!!!!!!!

21, Авг, 17 svetlana

В 2017 году режиссер Андрей Сергеевич  Кончаловский отмечает двойной юбилей — ему исполняется 80 лет и 55 из них он посвятил кино. Казалось бы, Кончаловский реализовал себя во всех жанрах кино и театра, фильмы его по праву признаны классикой отечественного и мирового кинематографа, однако творческие поиски продолжаются. И базируются эти поиски на главном постулате метода режиссера: у человека нет иного предмета для любви, кроме человека, потому и в искусстве нет более интересного предмета исследования, чем сам человек.

И оба юбилея народный артист встречает в работе: снимает картину о Микеланджело. О гениальности конкретно этого художника и о гениальности вообще, юбиляр говорит проникновенно, без пафоса, с чувством юмора:

“Есть общепринятые понятия: гениями считаются Шекспир, Пушкин, Толстой. В то же время это определение субъективно — оно является отпечатком в человеческой памяти. Не исключено, что были и другие гении, но просто не оставили отпечатка в истории — наша память избирательна. Толстому повезло, что его литературный дар развился во второй половине XIX века, когда литература и чтение были одними из основных занятий просвещенной части мира. Европейское человечество было тогда читающим. Не было телевидения и кино — были театр и балет. Если бы сегодня родился человек масштаба Толстого, я не уверен, что он через 50 лет, считая от сегодняшнего дня, запечатлелся бы в памяти человечества как гений. Солженицын, видимо, был последним писателем, который еще застал российскую нацию активно читающей. Скоро надо будет ставить памятники, и давать премии читателю, а не писателю. Но это не значит, что писатели плохие. Это значит, что меняется цивилизация.

Сегодня вряд ли какие-нибудь фрески на стенах соборов произвели бы такое впечатление, какое они производили на зрителя в XV–XVI веках. А сейчас кнопку нажал — Бах, еще нажал — Бетховен, еще — Кобзон. Доступность совсем другая, и впечатления другие. Поэтому сложно говорить о критериях. Нужно, чтобы гений еще и появился в подходящее время”.

Рассуждения Андрея Кончаловского о  кино и современных режиссерах он описал в книге “9 глав о кино и т.д.” и рассказ этот искренний  и глубокомысленный:

“Я надеюсь, что лучшие режиссеры — это не только талант, но еще и культура, а культура всегда вмещает знания. Без культуры нет культурных ассоциаций. Есть режиссеры, которые с бухты-барахты снимают картины, подражая. Один подражает Спилбергу, другой —Тарантино. В подражании ничего плохого нет, но должна быть культурная ассоциация, база. Чтобы ломать любой закон, сначала надо его знать. А это культура. Искусство не может развиваться без почвы, всё равно корни где-то должны быть. Весь великий кинематограф — единое дерево. Итальянский неореализм во многом связан с социальным вниманием к простым людям. Советский кинематограф к простым людям тоже часто обращался, даже если это был соцреализм. Большие произведения, такие, предположим, как замечательная картина “Они сражались за Родину” Сергея Бондарчука, невозможны без определенного культурного слоя: это и Шолохов, и Некрасов, и всё, что связано с советской литературой.

Выбросить культуру не удалось даже Маяковскому. Молодой Маяковский пытался сбросить с корабля современности Пушкина и Достоевского, но потом тоже понял, что всё гораздо сложнее. Ничего нельзя выбрасывать, всё должно переплавляться. На голливудскую традицию опираются режиссеры, которые хотят, во что бы то ни стало получить зрительский успех. Но есть у нас прекрасные режиссеры авторского кино: Лозница, Звягинцев. Авторское кино противоречит самим законам Голливуда. Голливуд — это не американское кино, это фабрика грез и продукта. Американское кино снимается за небольшие деньги американскими студентами, молодыми режиссерами, которые пытаются снять что-то про Америку. Но Голливуд — не про Америку, Голливуд — миф, который делает замечательные примеры коммерческой продукции. Но это entertainment, а не искусство. Бекмамбетов принципиально захотел вписаться в голливудский пейзаж, но у него не очень получилось. Ему гораздо проще делать как бы коммерческие картины в России. В Америке это сложно. В одной своей хорошей пьесе о евреях, которые убежали от Гитлера в Голливуд, Бертольд Брехт, как теоретик, всё время пытается найти формулу успеха. Герой выбегает на сцену и говорит: “Я понял, как писать успешно! Я понял, как сделать в Голливуде деньги! Ты должен писать очень плохо, но как можно лучше”.

Гениальная фраза: “Нужно писать очень плохо, но нужно писать это очень хорошо”.

Главные слова гениального художника, поработавшего, в том числе и в Голливуде, Андрея Сергеевича Кончаловского – как девиз для дальнейшей жизни и работы:

“Я считаю себя русским художником, который работает в разных жанрах и разных странах”.

Андрей Сергеевич Кончаловский родился 20 августа 1937 года в Москве, в семье известных писателей Сергея Михалкова (1913-2009гг) и Натальи Кончаловской (1903-1988гг). Режиссер театра и кино, сценарист. Народный артист России (1980); награжден орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени” (1997), академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), офицер ордена Искусств и литературы Франции (2005), ордена Почётного легиона Франции (2010). Президент киноакадемии “Ника” (2013).

Кинематографическое образование получил в 1965 году, окончив режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). Во время учебы снялся как актер в эпизодических ролях (“Иваново детство” (1962), “Суд сумасшедших” (1961), “Мне двадцать лет” (1964)). Написал с Андреем Тарковским сценарий фильма “Иваново детство” (позже они вместе напишут сценарий к фильму “Страсти по Андрею” (“Андрей Рублёв” 1966)). Снял короткометражку «Мальчик и голубь”, которая получила главный приз на конкурсе дебютов Венецианского кинофестиваля для детей и юношества в 1962 году.

В 1965 году режиссер, вдохновленный творчеством Акиры Куросавы, снимает фильм  “Первый учитель”. Следующим фильмом была “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж” (1966), которую широкий зритель увидел только в 1988 году. С главными героями этой ленты зрители вновь встретились в 1994 году, когда Кончаловский снял своеобразное ее продолжение – “Курочку Рябу”. В 1969 году режиссер обратился к классике, поставив “Дворянское гнездо” по И.С. Тургеневу. В следующем фильме Кончаловского – “Дядя Ваня” (1970) – роль Астрова исполнил Сергей Бондарчук, а Войницкого — Иннокентий Смоктуновский. В 1971 году фильм “Дядя Ваня”, удостаивается “Серебряной раковины” фестиваля в Сан-Себастьяне. Большой зрительский успех (40 млн. зрителей)  сопутствовал фильму “Романс о влюбленных”, который вышел на экраны в 1974 году  и получил Гран-при в Карловых Варах.

Кинопоэма “Сибириада”, охватывавшая почти целое столетие жизни России, в 1979 году была удостоена специального приза жюри Каннского кинофестиваля.

В 1980 году, получив звание Народного артиста РСФСР, Кончаловский уезжает на Запад, работает в Голливуде. Именно там он снимает фильмы, ставшие позднее классикой и вошедшие в мировые киноэнциклопедии: “Возлюбленные Марии” (1985), “Поезд-беглец” (1985), “Гомер и Эдди” (1990), а также американский блокбастер “Танго и Кэш” (1989) — с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом в главной роли.

В начале 1990-х Кончаловский возвращается в Россию. В 1991 он снимает “Ближний круг” (1991), фильм-размышление о природе сталинизма на материале судьбы “маленького человека” — киномеханика Сталина, а также ленту “Курочка Ряба” (1994), гротескное продолжение судьбы Аси Клячиной.

Поставленный Кончаловским в 1997 году зрелищный сериал “Одиссея” с Армандом Ассанте в главной роли с успехом прошел по телевизионным экранам мира. Этот проект стал самой дорогой в мире на то время телепродукцией и получил в США высшую телевизионную награду – “Эмми”. В 1997 году на Московском международном кинофестивале актриса Джина Лоллобриджида вручила Андрею Кончаловскому приз “За вклад в кинематограф”.

В 1998-1999 годах Кончаловский выпускает две автобиографических книги, связанные общим замыслом: “Низкие истины” и “Возвышающий обман”. Две эти чрезвычайно личных, откровенных книги пережили несколько успешных переизданий.

На 59 Венецианском кинофестивале 2002 года лента Кончаловского “Дом дураков” — история обитателей сумасшедшего дома близ границы с Чечней во время первой чеченской войны — была удостоена Гран-при Жюри.

В 2003 году Кончаловский снял в Англии для Hallmark Entertainment историческую драму “Лев зимой” — по пьесе американского писателя Джеймса Голдмана.

В 2007 году в прокат вышел фильм – ‘Глянец”, а в 2010 — фильм-фантазия “Щелкунчик и Крысиный король”.

В 2008 г. Андрей Кончаловский был награжден “Золотой звездой” — высшей наградой Международного кинофестиваля в Марракеше — с формулировкой “За вклад в развитие мирового кинематографа”.
В качестве сопродюсера Кончаловский принял участие в создании фильма о последних днях великого русского писателя Л. Н. Толстого “Последнее воскресение”, получившего несколько наград премии “Золотой Глобус” и номинированного на премию “Оскар-2009”.

Кончаловский работает не только в кино. Он осуществил несколько нашумевших театральных постановок: “Чайка” А.П. Чехова (1987) в парижском театре “Одеон”.опер П.И. Чайковского “Евгений Онегин” (1985) и “Пиковая Дама” (1990) в Ла Скала и парижской Опере Бастилии, оперу С.Прокофьева “Война и мир” (2000, 2002, 2009) на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге и в “Метрополитен-опера”, оперы “Бал-маскарад” Дж. Верди на фестивале в Парме и в Мариинском театре, музыкального действа “Наша древняя столица” на Красной Площади в 1997 г. в честь празднования 850-летия Москвы.

В декабре 2009 года в рамках празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова на сцене театра имени Моссовета состоялась премьера спектакля Кончаловского “Дядя Ваня” , и там же к 75-летию самого режиссера и 50-летнему юбилею его творчества осенью 2013 года был поставлен спектакль “Три сестры”. Чеховские постановки вызвали большой резонанс в театральном мире и были с успехом показаны в Америке и в Прибалтике, в Англии, Италии и Израиле.

В 2012 в Словакии, на МКФ “Art Film Fest” режиссер получил “Золотую камеру” — приз за значительный вклад в киноискусство. В 2013 году, во время торжественной церемонии открытия шестого всероссийского фестиваля авторских короткометражных картин “Арткино”, Андрею Кончаловскому был вручен приз за выдающийся вклад в развитие авторского кино. В том же 2013 году Кончаловский избирается президентом российской киноакадемии “Ника”.

В сентябре 2014 году на 71 МКФ в Венеции картина Андрея Кончаловского “Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына” (2014) была удостоена “Серебряного льва” — приза за лучшую режиссерскую работу.

В  2016 году на 73  Венецианском международном  кинофестивале, фильм “Рай” сценариста и режиссера Андрея Кончаловского получает приз “Серебряный лев” лучшему режиссеру. Жена юбиляра Юлия Высоцкая сыграла в картине главную роль.

За свою творческую биографию Андрей Сергеевич Кончаловский написал 34 сценария, снял 27 фильмов, сделал 8 нашумевших театральных постановок, в том числе 5 оперных постановок, опубликовал 6 книг и более 100 публицистических статей, получил множество премий, наград, званий.

Вот уже более пятидесяти лет Андрей Кончаловский достойно и профессионально работает в большом кино и театре, всегда оставаясь современным художником, у которого есть большие творческие планы, и  у которого еще вся жизнь впереди!

 

Сабадаш Владимир.

Фото – Елена Никитченко.


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Create Account



Log In Your Account