Композитор Сергей Жуков

28, Июн, 17 svetlana

Сначала определимся,  какой именно Сергей Жуков. Тот, о ком поведем речь — не автор песен группы «Руки вверх!». Композитор Сергей Викторович Жуков — выпускник Московской консерватории, заслуженный деятель искусств РФ, постоянный участник международных фестивалей современной музыки в разных странах.  В  нынешнем сезоне он отметил  65-летие, и многочисленные поклонники его творчества, любители и ценители современных музыкальных новаций получили подарки в виде незабываемых концертов с участием известных исполнителей.

Авторские программы Жукова  становятся настоящими событиями музыкальной жизни. Характер, мировоззрение, эмоциональный  мир – все личностное, как известно,  вибрирует  в творчестве художника, и музыка — это в первую очередь внутренняя энергия ее автора. Но в зале об этом, как правило, не задумываешься,  что-то должно произойти, «зацепить». На его концертах   не оставляет ощущение, что это не отдельные произведения того или иного периода,  а единый мир – живой, сверкающий, трансформирующийся от произведения к произведению,  мир, в котором соединяется земное и возвышенное,  кипение эмоций в густой  фактуре тембров и умопомрачительных гармоний,  и созерцательный минимализм и отстраненность. «Работа настоящего композитора, настоящего художника», — говорит Сергей Викторович, – «это работа астрофизика, который смотрит на небо, на звезды, в то время как все смотрят под ноги. Он стоит под несущимся потоком, слышит вибрации и переводит их в реальные звуки».

Звучащий мир Жукова характеризуется критикой почти полярно:  и как вполне демократичная музыка, «понятная любой публике, ценящей  в искусстве образность, полет фантазии, духовную свободу» (Радио «Голос России»), и как загадочный космос лирики и мистики, «сущность которого надо долго постигать, и этот процесс открыт во времени и пространстве». (Журнал «Мелодия»).

Композитор  работает почти во  всех  жанрах – балеты (все четыре поставлены в Днепропетровске, Санкт-Петербурге и Москве),  симфонии, кантаты, оратория, инструментальные концерты, камерная  инструментальная и вокальная музыка, хоровые сочинения,   музыка  для  театра  и кино,  мюзиклы, детская музыка, мультимедийные   проекты.  Его мюзиклы «Умка» и «Цокотуха не по-детски»  каждый раз собирают полный зал в Московском областном театре юного зрителя.

«Больше всего на свете я люблю симфонический оркестр», — говорит Жуков — «…но мне по разным случаям то и дело приходилось сочинять  инструментальные концерты,  в результате их оказалось столько, что можно подумать, это мой главный  жанр». Действительно, впечатляет и количество, и разнообразие инструментальных концертов по составу, тематике, драматургии, тембровым изыскам. За цикл инструментальных концертов Silentium, «Гефсиманская ночь» и «День Ангела» Сергею  Жукову был вручён диплом «Композитор года». «Гефсиманская ночь» — один из примеров оригинального жуковского состава: концерт для электронной виолончели, смешанного хора, шести валторн, трио ударных и препарированного рояля. Впечатлившись в юности экспериментами американского авангардиста Джона Кейджа, Жуков использует «препарированный» или, как еще говорят, «подготовленный» рояль,  во многих сочинениях. На струнах классического инструмента заранее раскладывают мелкие металлические предметы для изменения тембра. Иногда такое фортепиано —  единственный партнер солиста, как например, в сценической композиции «Kryptos» — премьеры этого сезона — для женского голоса и препарированного рояля. В основе сочинения — текст древнего палиндрома в форме буквенного квадрата: по вертикали, горизонтали и диагонали складывается одна и та же фраза или слово. В данном случае – SATOR, аббревиатура древнего заклинания, выгравированного  на кольце царя Соломона. Это один из примеров большого интереса композитора к интеллектуальным играм, который у него всегда тем или иным образом «работает» на творчество. «Меня всегда занимали загадки цифр и букв, и в этом сочинении  я обратился к магическому квадрату царя Соломона», — говорит  музыкант.

Композитор  много исполняется за рубежом, постоянно участвует в фестивалях, конференциях, симпозиумах – таких, например, как Неделя современной музыки в Генте (Бельгия),  фестиваль музыки 20 века в Нью Милфорде (США),  фестиваль-симпозиум в Альбукерке (США),  Международный подиум современной музыки в Праге, Celebration of Russian music в Лондоне и множество других. Этот сезон не стал исключением. Каждый год российский композитор встречается в совместных проектах со своими западными коллегами. Уже четверть века среди них голландский кларнетист Мишель Маранг, известный в Европе пропагандист современной  музыки, которому посвящено свыше пятидесяти произведений, включая три работы Жукова.  Недавно в Москве в Электротеатре «Станиславский» с огромным успехом прошла премьера нового сочинения для кларнета, электроники и видеоряда под названием «Гея», написанного Жуковым по заказу Мишеля Маранга. Разумеется, он и солировал.

Кларнетист  сотрудничает со многими ансамблями, популяризирующими творчество композиторов-современников, в том числе и с московской «Студией новой музыки».  Он исполнял и в Москве, и на европейских фестивалях пьесу Жукова Dolce Dolore для кларнета\бас-кларнета и струнного оркестра.  В исполнении Мишеля Маранга она звучит совсем по-пушкински – «мне  грустно и легко, печаль моя светла» (посвящение ушедшим родителям).  Истинный творческий единомышленник  русского композитора  голландец играет так, как будто это его собственная музыка, и он просто живет в ней во время исполнения. В Москве это почувствовал весь зал и наградил Маранга нескончаемыми аплодисментами.

У западной критики свое «видение» услышанного.  Джон Свини,  британский музыковед,  пишет: «Произведения Сергея Жукова необычайно оригинальны, они не представляют какую-либо одну школу, отчасти вдохновлены фольклором,  отчасти стихийно зарождаются в его сознании». А английский интернет-журнал «The Strad» так откликнулся на  Концерт-мистерию: «…потрясающее  произведение композитора Жукова, мощный,  захватывающий концерт. Яркое исполнение сестер Бековых (фортепиано, скрипка, виолончель)  было виртуозным ответом на художественные и технические требования грандиозной партитуры Жукова».

Концерт-мистерия – это часть макроцикла, рассчитанного на два вечера, и состоящего из трёх сольных концертов каждого из инструментов фортепианного трио (скрипка, виолончель и фортепиано),  а также объединяющего их тройного концерта, когда эти три солиста играют с оркестром одновременно.  Идея проекта принадлежит дирижеру  Джорджу Шолти, ему понадобился  современный автор, и выбор знаменитого американского маэстро пал на новое сочинение  россиянина Сергея Жукова. Он посвятил его первым исполнительницам  сестрам Накипбековым из Казахстана, выпускницам Московской консерватории, ныне живущим в Англии. Семейный ансамбль уже около 30 лет успешно выступает и записывается в Европе и Америке как трио «The Bekova Sisters» — «Сестры Бековы». Сложная для западной публики казахская фамилия была упрощена для афиш на английском языке.

На завершение сезона композитор подготовил новую программу,  и это оказался настоящий «Музыкальный театр Сергея Жукова», как его назвали в прессе. В концерте прозвучали уже упомянутое сочинение “Kryptos”, сценическая композиция “AveMaria” для женского голоса, рояля и саундтрека (фонограммы) и моноспектакль  «Стихомания» по мотивам стихотворений Лены Элтанг.

 По замыслу композитора каждая исполнительница – певица Мария Биорк и пианистка Элеонора Теплухина – периодически  меняются ролями, то есть обе и поют, и играют на фортепиано,  (включая подготовленное). Мария Биорк – обладательница выразительного народного голоса, и «Аve Maria» Жукова, написанная на канонический текст, в ее исполнении совершенно неожиданно предстает в славянско-языческом  звучании.

«Стихомании» композитор предпосылает собственный комментарий: «это … попытка проследить процесс создания художественного опуса, попытка проникновения в звуковой мир поэта и  композитора, …в котором пульсация ритма едина и для слова и для звука, а бытовые звуки могут  становиться носителями музыкальных образов». Бытовые звуки на сцене издавали детское пианино, печатная машинка, швейная машинка, дырокол. Оба произведения представляют образцы работ композитора в жанре инструментального театра.

Элеонора Теплухина – универсальная масштабная пианистка, в репертуаре которой и Брамс, и Лист, и Рахманинов.  При этом она неутомимый пропагандист новой музыки, постоянный участник авторских вечеров Сергея Жукова,  которым неизменно сопутствует большой успех.  Но почивать на лаврах ему некогда: «Каждый раз нужно рождаться заново», — говорит музыкант,- « каждый раз нужно подтверждать, что ты композитор. Я постоянно ищу и чувствую, что буду искать до последней минуты своей жизни».

________________

Ольга Новикова

Фото из личного архива Сергея Жукова


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Create Account



Log In Your Account