Детский музыкальный театр им. Наталии Сац: премьера футуристического балета «Аэлита»

07, Дек, 17 svetlana

«Аэлита» — спектакль о будущем, каким оно, возможно, представлялось много лет назад нашим дедам и прадедам, каким его описал Алексей Николаевич Толстой в одноименном фантастическом романе. Либретто Ольги Погодиной-Кузминой, конечно, не во всех деталях следует литературной основе, ведь балет – это не книга, здесь свои законы. Но по характеру оно соответствует тому, что Горький сказал о произведении Алексея Толстого: «отвечает жажде читателя к темам не бытовым, к роману сенсационному, авантюрному».

А какая музыка подошла бы к столь фантастическому и романтическому сюжету – полет на Марс, попытка устроить там революцию, любовь марсианки и землянина? Решили, что это будет классик первой половины 20 века Рейнгольд Глиэр. Партитура «Аэлиты» составлена из фрагментов его балета «Красный мак», имевшего в середине прошлого века ошеломляющий успех в России и за рубежом, и Концерта для арфы с оркестром. Музыкальный руководитель и дирижер– Константин Хватынец, постановщик – Кирилл Симонов. Новая работа театра посвящена 100-летию Октябрьской революции: «Я ставлю романтический балет с тоталитарно-плакатным содержанием», — говорил автор хореографии в преддверии премьеры, — «и всю историю с полетами на Марс воспринимаю отчасти как комикс про прекрасных …людей, революционеров и мечтателей, которые поверили, что смогут изменить мир. И хотя у них не вышло, те несколько дней, пока они думали, что всесильны, и им подчиняется вселенная, были прекрасны. Про этот период эйфории и будет мой спектакль». И тут Глиэр, мастер романтических красот радости и восторга в симфонической и театральной музыке, пришелся как нельзя кстати: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», — говорил он. 

Миссия театра – музыкально-образовательная, развивающая культуру людей с детских лет. Такой была изначально идея основательницы театра Наталии Ильиничны Сац, дочери композитора Ильи Саца, автора «Синей птицы». Наталия Сац выходила на сцену перед каждым спектаклем – оперой или балетом — и готовила молодых слушателей к тому, что сейчас будет, знакомила с сюжетом, рассказывала о композиторе, музыке. После нее эстафету переняла дочь Наталии Ильиничны Роксана Сац. В вечер «Аэлиты» она, как обычно, вышла на сцену со вступительным словом и на этот раз представила не только новый спектакль, но и правнука композитора – Кирилла Глиэра-Новосельского. Ученый-экономист, он еще и «домашний музыковед» — главный хранитель наследия Рейнгольда Морицевича Глиэра. Оказалось, что творческой дружбе семей Сац и Глиэр уже 120 лет, и в честь этого «юбилея» Кирилл подарил Роксане Николаевне книгу о своем прадеде и его времени со словами – «В память о вашем дедушке». Такое начало вечера вызвало оживление в зале, приветственные аплодисменты и усилило внимание публики к тому, что будет дальше. 

Ровесники виолончелист Илья Сац и скрипач Рейнгольд Глиэр учились в одном киевском музыкальном училище, потом продолжили образование в Московской консерватории, играли вместе в студенческом струнном квартете, занимались полифонией у одного педагога – выдающего композитора Сергея Ивановича Танеева, осваивали композицию. Илье Александровичу Сацу выпал недолгий «пушкинский век» — всего 37 лет жизни, за который он, тем не менее, много сделал в музыке для театра. Рейнгольд Морицевич пережил друга на 44 года. Для концерта его памяти в зале Благородного собрания (теперь Колонный зал) он сделал новую оркестровку сюиты из «Синей птицы», дирижировал в тот вечер Рахманинов. 

Глиэр писал оперы и балеты, симфонии, инструментальные концерты, произведения для духового и народного оркестров, камерные ансамбли, музыку для детей, театра, кино. Композитор был известным авторитетным педагогом, директором Киевской консерватории и профессором Московской. Младший представитель русской школы, ученик А.Аренского, М.Ипполитова-Иванова, композитор связывал советскую музыку с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого, передавая их последующим поколениям. Среди его учеников были и мировые знаменитости – Владимир Горовиц, Сергей Прокофьев, Арам Хачатурян. «Кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым или внучатым, то есть учеником ученика», — шутил Прокофьев. Ученики даже спасали его от смерти. «Пять раз Рейнгольда Морицевича арестовывали за «сотрудничество с прежней властью», — рассказывает Кирилл Глиэр-Новосельский. Имелось в виду то, что ее представители присутствовали на концертах Рейнгольда Глиэра. — «Пять раз прадеда выводили на расстрел. Но буквально в последний момент … находился заступник, который говорил: «Как можно убивать нашего учителя?!» 

«Время не властно над тем, что дает особое ощущение красоты», — сказала Роксана Сац о музыке Глиэра, завершая презентацию премьеры. И это всеобъемлющее слово – красота – характеризует спектакль «Аэлита» во всех отношениях.

Фантастическая история уложилась в балете в два действия – земное и марсианское. После эмоционально приподнятой, зовущей к счастью увертюры открывается картина празднования годовщины Октябрьской революции. Народ гуляет — простоватый, немного комичный солдат Гусев, с большим мастерством и юмором прорисованный Максимом Павловым, его жена, пролетарка Маша в красном платке, завязанном назад, как на плакатах 20-х годов (Марина Окунева), интеллигентный инженер Лось (Сергей Беломысов). В его конструкторском бюро за кульманами — инженеры, ловкие машинистки, в музыке — воодушевленные ритмы молодых энтузиастов, в хореографии – сочетание классического балета с пантомимой, жанровым танцем.

Отдельными аплодисментами публика наградила художника по костюмам Татьяну Ногинову и сценографа Эрнста Гейдебрехта — театральных мастеров мирового уровня, за плечами которых огромный опыт разнообразных успешнейших постановок в десятках стран. Вместе с музыкой, хореографией, игрой-пластикой они создают цельную сбалансированную картину, в которой нет ничего случайного – силуэты девушек в стиле арт деко, мужчины в жилетах (по моде), белые с мелким графическим рисунком платья машинисток символизируют «расцветку» чертежей. Инженер Лось вспоминает умершую возлюбленную Катю. Солдат Гусев, мечтающий о героических свершениях, зевает в балетном классе, куда привела его любительница танца Маша. Он с восторгом присоединяется к Лосю и отправляется в спроектированном им межпланетном корабле на Марс. Среди провожающих – матросы, «группа поддержки» Гусева — танцуют «Яблочко», мелодия которого облетела весь мир, благодаря зарубежным постановкам балета «Красный мак» (в Европе и США). Грандиозная картина с грохотом поднимающегося в темно-синее звездное небо летательного аппарата, игра прожекторов, красное задымление, кольцо Юпитера под потолком, мощные звукоизобразительные и световые эффекты (Ирина Вторникова) вызвали бурю аплодисментов, непередаваемый восторг и возгласы юных зрителей.

Второе действие доказывает, что на Марсе есть жизнь. Появляется Аэлита и ее подружки (Мария Чернова, Виктория Еременко), «звучание» инопланетянок слегка напоминает сказочные оперы Римского-Корсакова. А при появлении отца Аэлиты, сурового правителя Тускуба (Дмитрий Круглов), его советника Гора (Павел Окунев) и воинов ухает тяжелая пентатоника виолончелей и контрабасов. Переливающиеся богатые доспехи Тускуба и Гора, их неспешность, переданная лаконичной пластикой, показывают, что они «страшно далеки от народа».

Гусев, охваченный идеей о светлом будущем жителей Земли и Марса, хочет обратить в свою «революционную веру» простой марсианский люд – гуманоидов, напоминающих растения (отдельно следует отметить высококлассную работу художника-технолога Наталью Осмоловскую). Тема припева из «Интернационала» «Это есть наш последний» провозглашается во всех группах оркестра, во всех регистрах как лейтмотив революционной идеи. К этому — азартная пластическая «агитация» Гусева — смесь жанрового танца и пантомимы, — и марсианские пролетарии готовы к борьбе.

Совсем другие чувства у инженера и Аэлиты, она вдруг оказывается так похожей на Катю… Марсианка выходит под нисходящий речитатив скрипки, как голубоватая Шемаханская царица из оперы Римского-Корсакова, к ней присоединяется Лось, и романтическое па-де-де под дуэт скрипки и кларнета не оставляет сомнений в том, что они полюбили друг друга.

«Инопланетность» марсиан гораздо больше подчеркивается невероятно фантазийными костюмами и световыми эффектами, нежели музыкой, передающей чувства. Она близка красивой музыке землян из первого действия, ничто человеческое не чуждо жителям красной планеты: любовь, мечты о лучшей жизни. Но гуманоиды-растения теряют волю под телепатической силой Тускуба, и восстание подавлено. Пришельцев-заговорщиков ожидает приговор. И хотя марсианская подруга Гусева Иха (Екатерина Зайцева) и Аэлита пытались их спасти, земляне оказались схваченными прямо у своего звездолета. Аэлита, припав к ногам отца, умоляет его отпустить «сынов неба» в обмен на ее брак с нелюбимым Гором. Тускуб, давно желая этого, соглашается, Лось и Гусев улетают. Аэлита не может жить без любимого инопланетянина и умирает, превратившись в звездную пыль.

На пути домой корабль с землянами «пролетает» сквозь серебристо-прозрачный кордебалет Млечного пути. Вот и Земля – там все как было, все те же дела и праздники. Балет заканчивается многоточием…Никто не заметил, что случилось на Марсе.

А восхищенный зал заметил, судя по овациям, что столетие победы Октябрьской революции Детский музыкальный театр имени Наталии Сац отметил своей собственной блестящей победой – чрезвычайно талантливо, с отменным вкусом и невероятной фантазией сделанным спектаклем.

Ольга Новикова

Фотограф Ольга Лапина


Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Create Account



Log In Your Account